воскресенье, 11 января 2009 г.

Истоки кризиса нужно искать в каменном веке

Если все-таки человечество зашло в тупик и дальше пути нет, попробуем хотя бы понять, что привело к такой ситуации. И могло ли быть по другому. Начнем с совсем отдаленного прошлого. Вот было примитивное общество. Охотники и собиратели. Что нашел, догнал, поймал - то твое. Сам поймал, сам съел. Сам сделал каменный топор, сам им пользуешься. Натуральное хозяйство. Со временем технологии развивались, соответственно на то, чтобы их освоить, требовалось все больше времени. Хороший мастер, который всю жизнь делал топоры и достиг в этом высот, мог и не уметь охотиться. Зато он мог обменять свои топоры на добытую кем-то дичь. Разделение труда повысило эффективность производства. Со времением применение все более совершенных механизмов повысило ее еще на порядки. Но напрямую обмениваться товарами неудобно - нужен какой-то универсальный эквивалент стоимости, который можно менять на что угодно. Появляются деньги. Деньги важны еще и тем, что позволяют запасать богатство в некоторой универсальной форме, не подверженной или несильно подверженной распаду со временем. Появляется торговля. Материальные ценности изготавливаются уже не только для личного использования, но и специально для продажи. Таким образом они становятся товаром. Товар - это предмет, произведенный специально для продажи. Для того, чтобы получить за него деньги. А деньги уже являются ценностью сами по себе. Чем больше продал товара - тем больше денег. Соответственно каждый производитель стремится больше производить и больше продавать. Но чтобы продать - нужно, чтобы кто-то покупал. А чем больше товаров и услуг - тем больше конкуренция. Но пока было куда расширяться. Открывались новые континенты, прокладывались торговые пути, создавались новые рынки сбыта. И вот мы в начале XXI века. Глобализация, мировая экономика, всеобщая конкуренция всех со всеми. Расти некуда. Когда невозможно найти новых покупателей, остается искать способы продать больше уже существующим. Расцвет маркетинговых и рекламных технологий, НЛП, гипноз, бихевиористика... Искуственное формирование спроса, бренды, lifestyle, wow-эффекты... Люди, вовлеченные в гонку за розовым гламурным призраком, уже не могут позволить себе тратить еще больше. И тут появляются кредиты.
Сдается мне, что дело в том, что когда произошел разрыв между производством и потреблением, появилась торговля и предметы стали изготавливаться для продажи и обогащения, нарушился хрупкий баланс. То количество товаров, которое бизнес хочет и должен продавать, чтобы поддерживать свое существование, потребители просто не способны купить. Кредиты лишь отсрочили крах, но сделали его гораздо более болезненным. Где выход ? Есть ли альтернатива ? Придется ли человечеству вернуться к натуральному обмену или наступит коммунизм, планирование и распределение каждому по потребностям... Поживем - увидим.

Комментариев нет:

Отправить комментарий